Вице-премьера обвиняют в манипулировании прессой

04-05-2017

Появление в Интернете тайных аудиозаписей разговора вице-премьера и главы Минфина Андрея Бабиша, которые якобы уличают этого миллиардера в манипулировании СМИ, усугубляет и без того напряженную ситуацию на политической сцене Чехии. Оппозиция в лице партий гражданских демократов и TOP09 в связи с финансовым скандалом вокруг Бабиша предлагает проведение досрочных парламентских выборов. Дела вице-премьера (он является и лидером движения ANO, входящего в правящую коалицию), в случае доказательства подлинности записи могут принять еще худший оборот, чем он ожидал.

Андрей Бабиш, Фото: ЧТКАндрей Бабиш, Фото: ЧТК Неизвестный автор, выступающий под именем Юлиуса Шумана, вначале выложил в YouTube фрагмент аудиозаписи, где Андрей Бабиш весьма вульгарно выражается о социал-демократах и о своих сотрудниках. В среду, 3 мая, в Интернете появилась вторая 5-минутная аудиозапись, на сей раз встречи министра с журналистом. Она якобы может послужить доказательством того, что Бабиш анализировал с редактором издания Mladа frontа темы запланированных публикаций, которые должны были появиться на страницах этой газеты. Статей с целью компрометировать действия конкретных лиц. В записи чаще других повторяется фамилия нынешнего министра внутренних дел Милана Хованеца (от партии социал-демократов), с которым Бабиш воюет с прошлого года; яблоком раздора стала реформа полицейских подразделений. Данная запись, по мнению премьер-министра Богуслава Соботки и главы МВД, свидетельствует о том, что Бабиш в прошлом неоднократно публично лгал касательно прессы.

Милан Хованец, Фото: ЧТКМилан Хованец, Фото: ЧТК Хованец уверен, что Бабиш «управляет» журналистами таким образом, чтобы движение АНО, лидером которого он является, было представлено в более радужном свете, чем его конкуренты. Речь идет о нескольких материалах, которые касались Чешской социал-демократической партии. Бабиш в последнем случае, помимо прочего, якобы советует журналисту, когда предпочтительнее опубликовать тот или иной материал. Представители акционерного общества MAFRA, крупнейшего чешского издательства в сфере СМИ, купленного в июне 2013 г. холдингом Agrofert, чьим владельцем ранее являлся Бабиш (издает упомянутые Mladá fronta DNES и Lidové noviny), в пресс-релизе признали - в обсуждаемой записи действительно фигурирует один из журналистов Mladá fronta DNES. Вице-премьер в результате принятия поправки в Закон о пересечении интересов передал Agrofert и издательство трастовому фонду.

Бабиш в свое время не раз утверждал, что «он не сумасшедший, чтобы использовать свои же газеты, которые полностью независимы». Однако одновременно также допускал, что в принадлежавших ему газетах «возможно, есть некоторая доля самоцензуры», не забывая подытожить, что это отнюдь не его вина.

Министр внутренних дел Милан Хованец обвинил Андрея Бабиша использовании принадлежащих ему СМИ для деструкции правительства и счел неудовлетворительными объяснения главы Минфина по поводу его предпринимательской деятельности.

«В настоящее время становится явным то, о чем наша партия (ЧСДП) говорила уже давно. Бабиш использует в рамках совершаемых им нападок на своих политических соперников так называемые зависимые газеты, а именно Mladá fronta DNES и Lidove noviny. Необходимо потребовать от вице- премьера предъявления аргументов, которые смогли бы однозначно опровергнуть эти подозрения».

Здание редакций Mladá fronta DNES и Lidové noviny, Фото Aktron, CC BY-SA 3.0Здание редакций Mladá fronta DNES и Lidové noviny, Фото Aktron, CC BY-SA 3.0 Вице- премьер исключает возможность оказания со своей стороны давления на журналистов. Он заявляет, что никогда не слышал о существовании какой-либо записи, доказывающей обратное. Бабиш, тем не мнее, не подверг сомнению аутентичности аудиозаписи, о которой он, по его словам, не знал.

«Я считаю очень странным то обстоятельство, что кто-то устраивает слежку за вице-премьером кабинета министров и якобы записывает его разговоры. Я расцениваю это как желание поливать грязью и составную часть информационной компании, развернутой против меня»,

отмечает вице-премьер.

«Мы не осведомлены о том, кто, когда, где и по чьей указке сделал эту сомнительную запись, в которой фигурирует один из журналистов Mladá fronta DNES. Несмотря на то, что у нас нет ответов на все эти вопросы, издательское общество MAFRA должно сохранять свою целостность. По этой причине было принято решение немедленно расторгнуть с данным сотрудником трудовой договор»,

сообщается в письменном заявлении издательства в средствах массовой информации.

Неизвестным, с которым Андрей Бабиш ведет разговор, согласно информации из нескольких источников, является редактор MF DNES Maрек Пршибыл. Чешское радио стремится выяснить, является ли аудиозапись предполагаемого разговора вице-премьера с журналистом подлинной, а не смонтированной.

04-05-2017